Обзор зарплат дальнобойщиков
В обществе существует стереотип, что дальнобойщики зарабатывают сумасшедшие деньги, чуть ли не столько же, сколько моряки на торговых суднах, шахтеры и нефтянники. Нужно отметить, что оплата труда дальнобойщика очень сильно отличается в зависимости от многих факторов. Например, от способа расчета транспортно-экспедиционной компании с водителем-дальнобойщиком. Существует несколько типов расчета труда:
- За километры
- За тоннокилометры
- Почасовая оплата
- Суточная оплата
- Сдельная оплата
- Месячный оклад
- Процент от дохода нетто
Также оплата труда, например, водителя, который перевозит негабаритный груз (например, башенный кран), и водителя-международника, перевозящего древесину, будет несоизмеримо выше. Поэтому дальнобойщики и транспортные компании постоянно ведут долгие переговоры по согласованию системы расчета оплаты труда, стараясь выторговать для себя оптимальные и выгодные условия.
Но если отталкиваться от «медианы», то есть от среднестатистической оплаты труда дальнобойщиков, то они получают зарплату в зависимости от пробега. Это – обычные федеральные, региональные и международные перевозчики, основной груз у которых – товары народного потребления.
До кризиса ставка за километр была на уровне 0,1-0,3 евро за километр. Суточные были на уровне 40-60 евро. Существенное различие в этих двух ситуациях в стимулировании водителя. Если в первом случае в интересах водителя проехать как можно больше километров в пути, то во втором – этой мотивации нет. Также мотивации по пробегу нет у дальнобойщиков, которые получают оклад или процент.
Не очень выгоден для дальнобойщиков и расчет за тоннокилометры, поскольку в этом случае водитель имеет свою определенную ставку за пробег, но плюс расчет за каждую тонну, загруженную на самосвал. И водитель, вроде как имеет возможность «подзаработать», однако подвергает себя риску наложения штрафа. Тем более в свете последних мер по усилению весового контроля на дорогах России.
Сдельная оплата труда дальнобойщика также может быть крайне невыгодной для водителя. В такой форме оплаты труда заинтересованы, прежде всего, компании, которые перевозят различную древесину, сыпучие грузы и региональные грузы. Это вызвано тем, что дальнобойщик обязан в определенное время выполнить перевозку груза, но с соблюдением режима по тахографу. Однако очень часто происходят простои на выгрузке и загрузке груза из-за их специфики и специфики работы предприятий, поэтому, чтобы успеть в срок, дальнобойщики вынуждены «хитрить» и, если получится, сделать пару лишних рейсов, чтобы получить надбавку.
Зарплата дальнобойщика зависит также от региона, в котором он работает. Понятно, что транспортные компании из Москвы и Санкт-Петербурга заплатят за ту же работу намного больше, чем, скажем, компания из Кемерово.
Проблема оплаты труда водителей по разным схемам вызвана не только спецификой самой работы дальнобойщика, но и махинациями среди работодателей. Они с легкостью Вам передадут заявку на перевозку, изменив в графических редакторах сумму фрахта на несколько сотен евро. Особенно эта проблема касается дальнобойщиков, получающих зарплату в процентах от фрахта. Лучше всего решить эту проблему помогут транспортные форумы и советы от других дальнобойщиков и транспортников.
Работа по «белой схеме»
Как ни странно, но многие водители раньше, до введения тахографов, предпочитали работу «в черную». Оно и понятно, официальная зарплата начисляется, стаж идет, но есть возможность и подзаработать копейку. Теперь же ситуация изменилась, и многие, особенно молодые дальнобойщики, предпочитают получать «чистую» зарплату. Это вызвано и усилившимся контролем органов за деятельностью транспортников, и реформой пенсионной системы, и требованиями банков при получении кредитов или ипотеки для строительства жилья.
Работа по «серой схеме»
Достаточно большая часть дальнобойщиков России получает зарплату в конвертах. Т.е. работают они по окладу, скажем, 20 тысяч рублей в месяц, а в конверте получают наличными 45 тысяч. Такая схема позволяет и работодателю и водителю экономить на налогах. Также стимулирующим фактором для нарушения законодательства в этом вопросе является общее недоверие водителей к государству. Многие дальнобойщики – люди простые, и им нет смысла брать кредиты, поэтому их целью является одно: заработать любым способом как можно больше денег.
Лучше всего зарабатывают в России, да и во всем мире, владельцы собственного грузовика. Конечно, они тоже имеют проблемы, особенно с хитрыми диспетчерами, которые тоже стараются как можно сильнее их использовать и заработать деньги «из воздуха», но этот тип дальнобойщиков не привязан к компании, выбирает маршруты самостоятельно и сам рассчитывает, сколько заработает, какое время ему работать и какими дорогами пользоваться в пути.
В заключение можно сказать то, что каждый дальнобойщик работает по разным схемам и на разном транспорте. Поэтому точно сказать, что, например, зарплата дальнобойщика составляет «1200 евро в месяц» нельзя. Однако существуют и среднестатистические данные по России, которые мы приводим на картинке ниже:
Если привести примеры заработных плат дальнобойщиков в мире, перевозящих ТНП, то средние зарплаты составляют*:
- В Великобритании – 2500-3500 фунтов стерлингов для иммигрантов, около 5000 фунтов для англичан
- В Польше – 5000 злотых (от 3000 по стране до 10000 в международных рейсах)
- В Ирландии – 2500 евро
- В Германии и Австрии – 5000-7000 евро
- В Беларуси – около 1000 евро (в международном сообщении)
- В Литве – около 1200 евро
*-данные взяты из открытых источников в интернете, форумов дальнобойщиков Польши и общеевропейском форуме дальнобойщиков международных рейсов