Внутренняя логистика
Внутренней логистикой предприятия считается решение производственных вопросов, ограниченных рамками самого предприятия. Это закупка сырья и материалов, их хранение и складирование, транспортировка между подразделениями предприятия, а также контроль запасов материалов, сырья, полуфабрикатов, внесение корректив в эти запасы.
Ключевыми элементами логистической инфраструктуры являются системы складов и транспорта. Современный подход к развитию предприятия неизбежно требует реорганизовать логистическую систему и сделать ее более эффективной. К этому может привести:
- внедрение новых планов развития предприятия, включающих новые логистические решения;
- принятие решения о выходе на новые рынки;
- увеличение ассортимента продукции;
- сокращение оборачиваемости товарных запасов;
- излишний рост затрат на логистику.
Особенности транспортной логистики
Объектом приложения сил внутренней логистики прежде всего являются перемещения, связанные с процессом производства. Построены они могут быть по разным принципам:- перемещающиеся процессы, в ходе которых изделие передвигается с одного рабочего места на другое;
- стационарные процессы, когда изготавливаемый объект слишком велик, чтобы его перемещать, и перемещаются только рабочие, переходя с одного объекта на другой.
Впрочем, и при стационарном процессе могут перемещаться отдельные узлы и детали в процессе их изготовления.
Перемещения могут осуществляться неподвижными механизмами, передающими предметы труда с одного рабочего места на другое, или подвижными, которые сами перемещаются в пространстве. В первом случае это различные транспортеры и конвейеры, во втором – тележки, кары, лифты, подъемники, краны.
Внутреннее перемещение в пределах цеха или одной территории предприятия обычно производится силами самого предприятия, а перемещение между разными территориями одного предприятия может быть выполнено как своим транспортом, так и привлеченными транспортными организациями.
Основными целями внутренней транспортной логистики можно назвать:
- обеспечение максимальной гибкости в отношении направления движения, быстрое изменение его при необходимости;
- обеспечение максимальной скорости передвижения с учетом требований безопасности;
- обеспечение минимального пространства, используемого для действий с продукцией;
- внедрение дистанционного управления механизмами;
- минимизация стоимости транспортных перемещений в пределах предприятия.
Особенности складской логистики
Вопрос хранения в любом производстве возникает на нескольких уровнях:- хранение запасов сырья, материалов, комплектующих;
- хранение промежуточных межоперационных запасов в процессе изготовления изделия;
- хранение готовой продукции перед отправкой ее потребителю.
Логистика в этом направлении оценивает оптимальные размеры запасов на всех этапах, опираясь на особенности технологического процесса и учитывая возможные сбои в производстве. Желательно, чтобы любой сбой не приводил к нарушению производства, не возникал избыток или недостаток изделий на предыдущих и последующих операциях. Такие запасы, которые называют еще материальными заделами, в большей степени зависят от принятой технологии производства, но, с другой стороны, являются частью внутренней логистики предприятия.
Таким образом, складская логистика предприятия не замыкается только на традиционном ее понимании в качестве управления перемещениями по территории склада материальных ресурсов, но включает в себя координацию всех складов и мест промежуточного межоперационного складирования.
Важное направление внутренней складской логистики – это документирование всех процессов движения деталей и изделий, благодаря чему в любой момент можно выяснить, на каком складе находится изделие, на какой стадии обработки и в каком количестве.
В целом задачи внутренней логистики можно представить как упорядочивание перемещений всех деталей, изделий и полуфабрикатов при одновременном снижении себестоимости производства за счет оптимизации вспомогательных операций.