Как выживают в условиях кризиса дальнобойщики Беларуси
Шесть лет назад белорусский рубль обвалился в три раза. Это сильно повлияло на рынок грузоперевозок Беларуси. Сильно пострадали в том числе и дальнобойщики. В стране появилось много невостребованных транспортных средств. Также в переизбытке оказалось количество транспортно-экпедиционных компаний. На рынке сложилась такая ситуация, что работать приходилось по ценам «до девальвации», а оплату производить по ценам «после девальвации».
Через пару лет рынок грузоперевозок стал постепенно приходить в себя, но тут настал очередной кризис, вызванный санкциями и эмбарго. Усугубило ситуацию и повышение ставок за проезд по платным дорогам.
Когда Россия отказалась от европейских продуктов, грузоперевозчикам приходилось «комбинировать», доставляя овощи и фрукты из стран ЕС окольными путями. Это, конечно же, повлияло на рентабельность и прибыль. Также уменьшилось количество заказчиков, поскольку цена на партию 20 тонн яблок из стран ЕС стоила, например, 2,5 тысячи долларов, а теперь при новом пути их доставки в страны Средней Азии цена их увеличивается до 9 тысяч долларов.
Дальше начались дополнительные проблемы. После создания Единого Экономического пространства белорусским дальнобойщикам приходится получать разрешения на перевозку внутри Таможенного союза. Формально границы между Беларусью и Россией нет, однако российские органы стали время от времени там появляться и осуществлять проверки. Но все равно половина всех грузов, которые перевозят белорусские компании, приходятся на РФ, в то время как совсем недавно этот показатель не дотягивал и до 40%.
В отношениях с Казахстаном практически ничего не изменилось, разве что проще стало оформлять таможенные документы.
А вот с третьими странами отношения изменились. Так, из-за нововведений в российском законодательстве, теперь требуется осуществлять поездки по разовым разрешениям, при том, что их количество осталось на прежнем уровне.
Министерство транспорта пытается стабилизировать ситуацию, договариваясь с такими странами, как Сербия, о либерализации правил грузоперевозок между странами. Также удалось договориться со Швейцарией, которая теперь не будет требовать разрешений от белорусских грузоперевозчиков. В скором времени к ней должен присоединиться Туркменистан. Идут переговоры с Россией с целью разрешения осуществления каботажных грузоперевозок.
Но, стоит отметить, что не так уж плохо обстоят дела с дальнобойщиками из Беларуси, поскольку они составляют серьезную конкуренцию коллегам из ЕЭП в Европе. Во-первых, потому что в Беларуси около 50% автопарка соответствует нормам Euro-5 и Euro-6, а также белорусские грузоперевозчиками «закалены» поездками в страны Евросоюза и имеют высокую профессиональную квалификацию.