Суровые австралийские дальнобойщики
Австралия – одно из самых больших государств в мире. Именно это обстоятельство определяет огромную площадь пустынных местностей, через которые пролегают дороги, соединяющие между собой города и другие населенные пункты. Их суммарная протяженность превышает 900 тысяч километров, и более половины не покрыто асфальтом.
Короли этих дорог и одновременно одинокие странники – австралийские дальнобойщики. Их профессия интересна, но и очень сложна, даже несмотря на умопомрачительные виды за стеклом огромного автомобиля. Они могут проводить за рулем в полном одиночестве не только 24 часа в сутки, но и семь дней в неделю без родных, друзей и отдыха. Напарников нет, так как такая работа не всем по вкусу, и дальнобойщиков действительно не хватает. Кроме того, некоторые компании, занимающиеся грузоперевозками, запрещают своим водителям брать попутчиков, чтобы те не останавливались лишний раз без серьезной причины. Но полное уединение – не единственный фактор, делающий работу дальнобойщика сложной. Она полна опасностей, и зачастую на дороге отсутствует любая помощь. Место аварии сложно обнаружить, медицинское обслуживание прибывает слишком поздно, а выбраться при поломке автомобиля к людям практически невозможно: расстояние между заправками вдоль трассы может быть больше сотни километров.
Автомобили дальнобойщиков – не простые фуры, которые мы все привыкли видеть у себя в стране. Здесь они называются автопоездами, и их тягачи могут вести за собой до пяти огромных прицепов с живым товаром, продуктами питания, строительными материалами или природными ресурсами. Но не стоит считать, что эти махины неудобные и некомфортабельные. В кабинах имеются и широкое спальное место, и холодильник, и телевизор с магнитолой, а иногда даже душ. Но, к сожалению, водители редко пользуются всеми этими удобствами. Часто им в очень короткие сроки необходимо проехать через всю страну, ввиду чего спать им почти не приходится. Бывалые дальнобойщики свыклись с такими условиями работы и научились сводить часы сна к минимуму, но для начинающих дорога становится тяжким испытанием с печальными последствиями.
Австралийские автопоезда – самые длинные в мире. Тройной автомобиль весом в 115 тонн имеет длину 55 метров. Что уж тогда говорить об одном из старейших автопоездов с семью прицепами, который может перевозить до 200 тонн груза! Самые распространенные грузовики выпускаются американскими фирмами Kenworth и Mack, но можно увидеть здесь и «родные» Ford, Volvo, Renault и Scania. Но в любом случае сборка их осуществляется только в Австралии: все детали, присущие местным дорогам, должны быть строго соблюдены: ставятся более мощные двигатели, из-за большого числа прицепов увеличивается и число резервуаров со сжатым воздухом, рама грузовиков значительно упрочняется. И дело не только в массивности конструкции автопоезда. Такую махину на полном ходу из-за заноса прицепов очень сложно остановить, а тормозной путь может превышать километр. Так что водители не видят в этом необходимости, даже если на дорогу вышло очень крупное животное. Крепкие решетки, защищающие радиатор и кабину, позволяют суровым австралийским дальнобойщикам продолжать свой путь, преодолевая все препятствия. Все эти особенности австралийских автопоездов делают их и самыми дорогими, но ведь соотношение цена-качество соблюдается однозначно!
Государство старается поддерживать австралийских дальнобойщиков разными способами. Например, специально для них была создана программа Coffee Brake – Stay Awake! (в вольном переводе: «Остановись на кофе и взбодрись!»). Любой водитель имеет специальную карту с указаниями всех мест расположения заправок и придорожных кафе на его пути – там он может получить бесплатную чашечку бодрящего кофе. Однако, как уже было сказано выше, расположены такие островки отдыха очень далеко друг от друга, так что водителям приходится искать другие способы «держаться на плову». Если говорить о надежности машин в пути, то отсутствие заправочных станций не страшно, чаще всего они служат лишь местом пятиминутной паузы для водителей, ведь баки для топлива автопоездов обладают вместимостью в 2 тысячи литров.
Стоит отметить и этику поведения австралийских дальнобойщиков на дороге. Все грузовики оснащены длинным рядом отражателей света на лобовом стекле. Заметив «коллегу» на трассе, любой водитель приветствует его протяжным сигналом. С простыми легковушками дело обстоит намного сложнее. Самые большие фуры часто сопровождают подготовленные автомобили, которые дают добро на объезд или обгон, договорившись с дальнобойщиком по рации. Со стандартными автопоездами нужно быть в сто раз осторожнее. Завихрения воздуха из-под колес могут с легкостью вынести соседнюю машину на обочину, а обзор перекрывают столбы пыли и мелкого гравия. Обгонять же их лучше на длинных прямых участках протяженностью в пару километров. Интересно, что водители совсем не боятся оставлять на трассе пустые прицепы и забирать их уже на обратном пути. Специально для этого вдоль дороги делают рампы или земляные насыпи. Дело в том, что хоть автомобильный транспорт в Австралии является ведущим и очень сильно развит, дороги здесь очень длинные, а поэтому почти всегда пусты.
Несмотря на всю тяжесть бремени этой профессии, австралийские дальнобойщики – очень образованные и грамотные мужчины. Никто так не будет смыслить в технике, как водитель у внезапно остановившейся фуры в пустыне за несколько тысяч километров до ближайшей мастерской. Кроме того, они остаются позитивно мыслящими, свободными и сильными духом романтиками. Ведь очень сложно, но вполне реально любоваться алым закатом над лесом даже через тысячу таких же увиденных закатов. А как нежно скучается в дороге по любимой женщине, верно ожидающей дома с теплым ужином, и какими теплыми и радостными становятся встречи.