Ледовый путь дальнобойщиков
«На эту работу отважатся немногие.» Такими словами начинается канадский документальный сериал «Ледовый путь дальнобойщиков» (Ice Road Truckers). Первый сезон датируется 2007 годом, уже отснято 9 сезонов.
Алмазодобывающим шахтам, находящимся на севере Канады, требуется тяжелое оборудование, гигантские цистерны и миллионы литров топлива, так как электричество вырабатывается дизельными генераторами. Проблема в том, что здесь нет дорог. Большую часть года эта местность вообще непроходима. Это царство глубоких озер и болот, под которыми лежит вечная мерзлота. Это тундра, пустынная местность с холодным климатом. И только с наступлением зимы возможно решить задачи по доставке грузов — по ледовым дорогам.
В течение года список необходимого для работы шахт пополняется. К зиме он насчитывает 10 тысяч грузов, которые нужно завезти, прежде чем ледяная дорога исчезнет. Грузы общей массой 50 тысяч тонн ждут своей отправки. Кто же возмется за дело? Смельчаков ждет внушительное вознаграждение, но риск тоже велик.
К началу сезона в Йеллоунайф (Yellowknife) прибывают водители со всей Северной Америки. Их притягивает очарование ледовых дорог, опасности и вознаграждение, которое они сулят. Здесь можно получить годовой доход за 8-10 недель.
Вначале строится ледовая дорога. Первой идет «на разведку» машина-транспортер, используемая армией. Она умеет плавать, и в ней есть спасательные люки. Разведывательная команда измеряет толщину льда с помощью специального радара. Когда толщина льда достигает 40 см, он готов к прокладке дороги. По следам транспортера едут снегоочистители. Общая длина этой зимней дороги — 560 км. Из них 85% проходит по замерзшим озерам. Вечную мерзлоту покрывают толстым гладким слоем льда. Воду качают из скважины и разбрызгивает, смешивая со снегом. Получается быстрый северный бетон. На озере дорогу также поливают водой. Прокладкой магистрали занимаются круглосуточно. 30 дней уходит на прокладку дороги, которая просуществует около 2 месяцев. На строительство ледовой дороги будет потрачено 10 млн. долларов.
Дальнобойщики готовят машины к трудным зимним условиям. Накрывают капот, чтобы удержать тепло внутри. Используют мощную тепловую пушку. Проверяют воздушную систему. Главная проблема при низких температурах — вода в воздушных шлангах, рассказывает механик. Лед в пневмосистеме может привести к отказу тормозов. Для предотвращения этого ставятся специальные спиртовые испарители. Они прокачивают через воздушные шланги метиловый спирт, который испаряет лед. В радиатор заливают 45 литров антифриза, а потом двигатель одевают в зимнюю одежду. Фартук поможет удержать часть тепла и защитить моторный отдел от снега.
Диспетчеры распределяют грузы по массе и приоритету, учитывается толщина льда.
И вот дорога официально открывается. 35 градусов ниже нуля. Иллюзия твердой почвы под ногами исчезает когда 18-колесные машины выходят на лед. Слышно, как лед трещит и даже проседает под тяжестью. Если превысить скорость, то можно провалиться.
Дальнобойщики движутся колоннами по 4 машины. Везут песок, цистерны, тяжелое оборудование для шахты, сборные конструкции, контейнеры, габаритные грузы, такие как 16-тонная цистерна шириной 5 метров. Колонна останавливается только в экстренных ситуациях. Водители переговариваются на одном канале.
Больше рейсов — больше денег и почета.
Водителей ждут поломки при сорокаградусных морозах, сложные повороты и заносы, снежные бури. Смотрим сериал и на время обнаруживаем себя в царстве снега, льда, вечной мерзлоты и волшебного северного сияния.
Посмотреть все выпуски сериала можно здесь.