Жертвы ради профессии: «Мы зарабатываем, а дети вырастут и без нас». Все тонкости работы дальнобойщиком
Чтобы ответить на вопрос, легко ли быть дальнобойщиком, я встретилась с двумя представителями этой профессии и узнала про особенности работы из первых уст. Путешествия, стремление к свободе, любовь к большим машинам — вот что притягивает молодых людей. И они выбирают не просто работу, а образ жизни.
Глеб: «Мы зарабатываем, а дети вырастут и без нас»
Глеб с 14 лет ездил в рейсы со своим отцом. Его привлекла романтика — она же до сих пор является основной причиной, по которой он предан профессии. Этим летом наш герой уже успел посетить Чехию, Казахстан, Польшу и даже проехать от Беларуси до Иркутска. И пока он в отъезде две недели, а то и месяц — дома его ждет жена и трехлетняя дочка.Глеб знает, что в Финляндии на дальнобойщика учатся 7 лет, после которых ученик становится настоящим профессионалом. Его впечатляет ролик про европейскую женщину-водителя, которая лихо управляется с двумя прицепами сразу и, не расцепляясь, задом, подгоняет к рампе второй.
— Как можно совмещать семью и работу?
— Когда возвращаешься домой — все очень рады. Но за два дня надоедает, опять хочется ехать. Не можем сидеть на месте, движение — это жизнь. Жены дальнобойщиков говорят: «Вы зарабатывайте, а дети и без вас вырастут.»
Этим я летом работаю «через круг» — надо что-то делать по дому. «Освоил» заработанные деньги — и дальше поехал зарабатывать. Хотелось бы зарплату побольше, но переходить в другие компании нет смысла — условия работы везде схожие. Собственную машину держать сейчас вообще не выгодно.
— По правилам, в день управлять ТС можно не более 9 часов, в неделю — не более 52. Соблюдается ли на деле режим труда и отдыха?
— Если работать «по чистому» – то не заработаешь. Бывает, по 15 часов за рулем. Пока здоровье позволяет, 4 часа поспишь, и вперед. Я учитываю стандартную расценку 12 евроцентов за километр и составляю себе график работы. Простои на границе, погрузка, разгрузка не оплачиваются. Поэтому приходится наверстывать упущенный заработок тем, что за сутки проходишь 1200 — 1400 километров.
— Бывает ли одиноко в пути? Как общаются дальнобойщики?
— Бывает блочная доставка, когда нужно ехать колонной. Но это не очень удобно, приходится ждать друг друга, или же догонять остальных. Легче ехать по 2-3 машины. Я люблю работать один, чтобы ни от кого не зависеть.
Общаемся по радиостанции, по базе, на стоянке. Чтобы быть в курсе – переходишь на общий канал, всю информацию знаешь – кто где стоит, где пробка. Есть индивидуальные каналы, когда по номеру машины вызываешь водителя.
Был такой случай. У коллеги в машине отказали тормоза. Всех на дороге предупредили на километр вперед! Бедолага доехал до ближайшей горки и тормозил передачей. Всё закончилось хорошо.
— Часто ли бывают аварии?
У водителей легковушек нет к нам уважения, в основном аварии из-за них. Что я видел по дороге – почти каждый рейс аварии.
Раньше останавливались, помогали, сейчас нет такой сплоченности, могут мимо проехать. Помогают только те, кто знает, как это: застрять в казахской степи, когда минус 40 и сотни километров до ближайшей деревни.
Алексей: «Легко тому, кто рожден быть водителем»
Следующий герой — тоже потомственный водитель. Алексей более 8 лет в профессии. Уже с семи лет учился управлять трактором, и ему всегда нравились большегрузные машины. Свою любовь к профессии он выражает необычным способом: у него самая «тюнингованая» машина в компании и впечатляющий салон, в убранство которого он вкладывает сотни евро.Но семейная жизнь не сложилась. Алексей развелся — профессия помешала построить отношения.
Только что герой вернулся из поездки в Азербайджан, где провел две недели в ожидании растаможки. Эти дни он загорал на пляже, купался в море, наслаждался арбузами и персиками.
— Что больше всего привлекает в профессии?
— Я не могу без дальнобоя, влюблен в свою работу! Постоянно что-то новое происходит, даже если едешь по одному и тому же маршруту. Я помешан на машинах, тем более на Скании. Некоторые работают ради денег, я же получаю удовольствие.
Раньше я жил в машине. У меня там было все: 220 вольт, кофеварка, Wi-Fi, микроволновка, рация, магнитола, сабвуферы, телевизор, постельные принадлежности, газовая плита, мангал, угли, специи. Не было только рядом любимого человека.
— Что за люди, дальнобойщики? У них есть хобби?
— Один пишет книги, стихи. Другой играет на баяне, берет его в дорогу. Третий рыбачит, ни одного озера не пропустит, а следующий — ни одной юбки на стоянке. Есть люди с высшим образованием, которые пришли в дальнобойщики из-за зарплаты — средний заработок у нас выше.
— Бывают ли случаи, когда водители уходят из профессии из-за семьи?
— Да, у меня был напарник, который, чтобы проводить побольше времени с семьей, переквалифицировался в диспетчера и работает в той же транспортной фирме.
— Если есть свободный часок, чем занимаетесь в поездке?
— Отдыхать дальнобойщики любят и умеют. Если блочные перевозки — договариваемся между собой, кто за что отвечает, кто готовит. Рассказываем анекдоты, общаемся, жарим шашлыки.
Вообще, занятия зависят от компании, усталости. У каждого водителя есть ноутбук с собой. Одни проводят время в салоне, смотрят фильмы, другие гуляют по набережной. Если на улице плюс 30, а ты в Таганроге, на берегу Азовского моря — не усидишь в машине!
А, например, в Оренбурге мы решили пройтись по театрам и музеям. Вове звонит супруга и спрашивает, где он. Тот отвечает, что в музее. Она поверила только когда фото предъявил!
— Что самое тяжелое в работе?
— Тяжелое — это привыкнуть к габаритам фуры. У больших машин есть мертвая зона. Когда поворачиваешь — хвост «режет» угол, а не двигается по радиусу. Тяжело, когда день с ночью путается. Есть такие грузы, с которыми можно двигаться только ночью. Водители засыпают, съезжают в кювет, разбиваются. За зиму я два раза ушел в кювет — сразу вся жизнь перед глазами! Если груз опасный и тяжелый — боишься, что при торможении или аварии он будет таранить по инерции.
— Что делать, если в дороге заболеешь?
— Однажды меня в пути застала простуда. Температура под 40! Но у меня вся аптечка с собой, стоял несколько дней в Уфе, пока не поправился.
Также есть опасность отравиться, особенно летом.
Однажды коллега упал при загрузке и повредил ногу, три дня мучился с ней. Я завез его в больницу, где выяснилось, что это перелом. Его машину повел мой стажер, а я посадил товарища с гипсом на самолет. Он был так благодарен за помощь, что своего новорожденного сынишку назвал в мою честь.