История женщины-дальнобойщицы
Юлия Воронова со времен юности мечтала стать дальнобойщицей. И ее мечта сбылась к 30 годам. История Юлии, это настоящий остросюжетный фильм-мелодрама: поиски любви, успеха в работе, трудности, которые потом вознаграждаются воплощением ее юношеской мечты. Об этом всем расскажет сама Юлия.
– Даже не знаю, откуда взялась мечта. Мы жили в Мурманске. Никого из знакомых даже рядом с этой профессией не было. Сериал про дальнобойщиков тогда еще не сняли…
– Были ли сомнения, что, мол, не женское это дело?
– Только потому, что мама мне об этом постоянно твердила. Она, кстати, думала, что у меня это пройдет. Я хотела идти учиться на автомеханика. А она говорила: «Отучись 11 классов, а потом делай что хочешь!» А после 11 класса: «Окончишь институт, тогда уж пробуй».
И я шла по пути наименьшего сопротивления – выбирала вузы с предметами, которые мне легко давались в школе: математикой, информатикой и т. д. Поступала, училась, бросала. Окончила только техникум по специальности «Техник-программист».
Дело в том, что в 18 лет я родила первого сына, в 21 – второго. Одна их растила. Работала в разных фирмах – инженером, программистом, менеджером по продажам… Утвердилась, наконец, в мнении, что сидеть в офисе больше не хочу.
В 2008 году, в 27 лет, случайно в поисковике нашла сайт дальнобойщиков. И попросила: «Ребята, возьмите с собой. Хоть посмотреть, может, это не все так распрекрасно, как мне представляется!» Руслан, мой нынешний муж, меня взял. У него тогда была «Рено Премиум» с прицепом.
– И что вы чувствовали в этот момент?
– Визжала от восторга! На второй день сломался коллега. Так я кидалась помогать. Мне было все интересно. У меня есть фотка, где я эти огромные колеса кручу.
– За руль вас посадил ваш муж?
– Посадил! Я даже как-то ночью его спящего везла с 20 тоннами груза за спиной. Легковую машину я водила еще с 1999 года. Хотела тогда же вместе с категорией «В» сдать на «С». Но была на восьмом месяце беременности. В грузовик с животом уже не влезла. Поэтому категории «С» и «Е» у меня появились только в 2010-м.
Но, конечно, по-настоящему меня учила не автошкола, а Руслан. С первого дня стал подробно объяснять – что водитель должен видеть, на что обращать внимание, как рассчитывать радиус поворота и т. д.
– Однако женщине должно быть трудно устроиться на работу дальнобойщиком?
– А я не устраивалась. Два года я ездила с Русланом на чужих машинах. А потом мама поняла, что меня не переупрямить. Покрутила напоследок пальцем у виска и купила нам старенькую «Рено Магнум». За миллион рублей. И еще два года мы проездили уже на своей фуре. Так что, в общей сложности четыре года, можно сказать, прожили вместе в кабине.
– Какие грузы возили, по каким направлениям?
– Трубы, мясо, шпалы, соки… все. Самая дальняя точка от Москвы – Новосибирск. (Это две недели туда-обратно.) А так – Мурманск, Саратов, Сочи… Заказов было полно. Бывало, что домой не возвращались. Один раз так полтора месяца трубы туда-сюда из города в город возили.
– Кто выполнял какие обязанности, как они выполнялись?
– Очень четко и слаженно. Допустим, пока он одевается в робу, я поднимаю кабину. То, что физически я не могу делать – он делает. То есть, скажем, колесо я и сама могу поменять. (Если очень приспичит, я его даже подниму.) Но это будет долго.
Он сова – я жаворонок. Я обычно часов в десять вечера – уже на боковую. А он ведет спокойно до трех. Стоит солнцу взойти – я проснулась. Когда он просыпается, останавливаемся на завтрак. То есть спим по большей части мы по очереди в пути. Правда, это не очень хорошо. В дороге сон неполноценный. Сквозь сон реагируешь на резкое торможение, мелькание света, звуки. Поэтому иногда мы все-таки останавливаемся. Можем по бутылке пива выпить, в кафе поужинать.
– В отелях?
– Нет, зачем? «Спалка» (спальное место) есть, плита с газовым баллончиком, еда-вода с запасом. Останавливаются в гостиницах либо те, кто без «спалки», либо те, кому контора оплачивает гостиницу. А так все при необходимости заезжают на стоянки. Мы ночевали несколько раз на дороге – опасно. Один раз солярку у нас слили. И это не самое страшное. Напасть на водителей могут. Нас Бог миловал. Но неприятные ситуации бывали. Как-то сломались в Челябинской области. (Нехорошая у тех мест репутация.) Подняли кабину. Руслан побежал в магазин за хомутами, я осталась охранять. Подъезжает иномарка с местными номерами. Может, и не бандиты. Но мне-то страшно! Взяла монтировку в руки. Думаю: «Живой не дамся!» Посмотрели на меня – и уехали.
– Как сотрудники ГИБДД реагируют на женщину-дальнобойщика?
– Из последнего. Останавливает. Открываю дверь. Он: «Ой, девушка!». Так оторопел, что представиться забыл. Но это все-таки исключение. А так, независимо от пола, отношение зависит от того, как водитель себя ведет.
– Сколько примерно можно чистыми заработать на собственном грузовике?
– Могу. Если не брать в расчет кредит на свой автомобиль, мы зарабатывали тысяч 80 на двоих. Это мы еще все налоги платили со своего ИП. В какие-то периоды работали поплотнее. В то же время могли себе иногда позволить остановиться в каком-нибудь городе у друзей дня на 3, отдохнуть, съездить на озеро. За сверхприбылью не гнались.
Правда, последние полгода в перевозках кризис. Думаю, он пройдет. Но на сегодня фуру пришлось продать. Руслан некоторое время поработал наемником, а потом устроился в автосервис. А для меня мы купили ЗиЛ «Бычок» без прицепа. Свои 30 тысяч я могу заработать. Но хочу детей чаще видеть. Тем более у старшего переходный возраст. Так что сейчас работаю в спокойном режиме и заказы беру только по Московской области.
– Где вы берете заказы?
– Обращаются – связи ведь уже наработаны. Если нужно срочно заработать или поехать в определенную точку, ищу на ATI.su (самый популярный сайт по грузоперевозкам) или звоню знакомым диспетчерам.
– Доходы наемных дальнобойщиков и дальнобоев-собственников, сложилось такое впечатление, не отличаются?
– По большому счету не отличается. Хотя много людей с этим утверждением поспорят. Но, думаю, это потому, что чистая прибыль высчитывается очень сложно. А я все-таки изучала экономику. И хочу сказать, что сейчас, в кризис, даже лучше быть наемником. Но тут психология. Я, например, не хочу ни от кого зависеть. Сейчас у меня есть все — любимая профессия, муж. Дети его папой признают. И я абсолютно довольна жизнью.