Мониторинг автомобильных грузоперевозок: неприятный сюрприз от польских властей
Закон о мониторинге автомобильных грузоперевозок, направленный на борьбу с теневым оборотом топлива, алкоголя и табачной продукции, был подписан президентом Польши Анджеем Дудой 31 марта 2017 года. Об этом Логист.Today сообщили в пресс-службе Министерства финансов Польши.
В пресс-службе уточнили, что закон вступает в силу через 14 дней после его публикации на официальном сайте ведомства. При этом некоторые положения, в частности статьи о штрафных санкциях, начнут применяться только с 1 мая 2017 года. Данная отсрочка предоставлена специально для того, чтобы субъекты хозяйственной деятельности, связанные с участием в транспортировке товаров, имели возможность ознакомиться с положениями закона, и приспособились к новому порядку работы.
По заявлению польских властей, закон, в первую очередь, направлен на борьбу с нелегальными грузоперевозками определенных категорий товаров — топлива, алкоголя и табачной продукции. Однако, это не означает, что его действие в будущем не будет распространяться и на другие виды продукции.
На сайте министерства финансов Польши размещены подробные разъяснения положений Закона о мониторинге автомобильных грузоперевозок. Скачать необходимый документ на русском языке можно по ссылке.
Всем участникам процесса транспортировки грузов следует обратить внимание на следующие положения закона:
Контроль транспортировки товаров будет осуществляться с помощью специального реестра, информацию в который, в зависимости от вида перевозки (см. п. 4), обязаны вносить грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.
Подача, дополнение и обновление заявок будет осуществляться через Площадку электронных казначейских и таможенных услуг.
В законодательном акте предусмотрено три вида транспортировки, на которые распространяется действие Закона о мониторинге автомобильных грузоперевозок:
— перевозка товаров, начинающаяся на территории Польши (внутриевропейская поставка товаров, экспорт);
— перевозка товаров с территории страны-члена ЕС (внутриевропейского приобретения товаров) или с территории третьей страны на территорию Польши (импорт);
— перевозка товаров через территорию Польши, (транзит через страну).
В зависимости от вида перевозки груза (см. п. 3), на каждого участника процесса возлагаются определенные обязанности по предоставлению и внесению информации в реестр (список данных смотрите в файле Информация о СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ). Обновлять информацию в реестре необходимо в случаях, если изменится их фактическое состояние (например, дата начала перевозки) или транспортировка не состоится. Обновление данных не касается товара, который является объектом перевозки.
перевозчик не имеет права осуществлять транспортировку груза, если у него нет ссылочного номера или документа, заменяющего ссылочный номер. Также данный пункт касается водителя транспортного средства.
За несоблюдение требований Закона о мониторинге автомобильных грузоперевозок, на участников процесса будут налагаться денежные штрафы:
— за совершение транспортировки без внесения необходимых данных в реестр, грузоотправителю или грузополучателю грозит штраф в размере 46% от чистой стоимости товара (но не менее 20 000 злотых/4611 евро);
— за внесение в реестр заниженных данных о фактическом количестве товара, грузоотправителю грозит штраф в размере 46 % чистой стоимости незадекларированного товара (но не менее 20 000 злотых/4611 евро);
— за совершение перевозки без внесения необходимых данных в реестр или транспортировку других товаров, нежели задекларировал его клиент, перевозчику грозит штраф в размере 20 000 злотых (4611 евро);
— водителю, в автомобиле которого будут обнаружены незадекларированные грузоотправителем или грузополучателем товары, грозит штраф от 5000 до 7500 тыс. злотых (1153–1729 евро).
При разработке системы мониторинга автомобильных перевозок товаров учитывался опыт таких стран, как Германия, Венгрия и Португалия. Введение нового закона позволит увеличить поступления в бюджет от НДС и акцизов. Планируется, что за период с 2017 года по 2026 год дополнительно в казну поступит порядка 6,5 млрд. злотых (1,5 млрд. евро).