Откаты в перевозках и транспортной логистике. Откат за перевозку это сколько?
Откаты в перевозках и транспортной логистике. Откат за перевозку это сколько? Признаки откатов при заказе грузоперевозок.
Признаки откатов при заказе грузоперевозок. Борьба с откатами при заказе транспортных услуг.
В крупных компаниях, имеющих разветвленную структуру – сеть филиалов по стране, представительства в разных городах, вопросами доставки грузов занимается отдел логистики (отдел закупок, транспортно — логистический отдел). Как правило, на плечи сотрудников логистического отдела ложатся все вопросы, связанные с организацией доставок товаров, сырья, материалов, а также распределение, размещение и хранение грузов на складах. Другими словами – разработка оптимальных логистических схем, четкий контроль и эффективное управление перевозками грузов, без неоправданных затрат и с экономией бюджетных средств предприятия.
Проблема, о которой пойдет речь – получение откатов сотрудниками отдела логистики от перевозчиков за «лоббирование» их интересов при выборе исполнителя на доставку груза.
Тема, так называемых откатов, и соблюдение при этом интересов, сотрудников которые, заказывают перевозку у транспортных компаний, является актуальной и до сих пор непонятной как это происходит, и что с этим делать.
Это касается всех компаний самых разных профилей: торговых сетей, поставщиков продуктов питания, строительных материалов, сантехники и мебели, товаров легкой промышленности (швейные изделия, обувь), дистрибьюторов бытовой и цифровой техники, промышленного и другого оборудования; перерабатывающих предприятий, работающих на давальческом сырье, импортеров нефтепродуктов и других экономических агентов.
Деятельность большинства крупных компаний напрямую связана с международными грузоперевозками, и каждый руководитель, владелец бизнеса должен быть готов к борьбе с откатами. Нечестные, недобросовестные сотрудники в коллективе – это «пятая колонна», наносящая значительный урон вашему бизнесу.
Каковы признаки получения откатов? Какие методы для получения откатов могут применяться вашими менеджерами, или управляющим отделом логистики?
— постоянный заказ на доставку грузов у одного и того же перевозчика, несмотря на наличие широкого выбора выгодных предложений на рынке от других экспедиторских и транспортных компаний, зачастую оказывающих не менее комплексный спектр услуг, по тем же расценкам, и даже дешевле.
— игнорирование мониторинга цен, и меняющихся условий рынка, факторов, влияющих на ценообразование грузоперевозок – снижение стоимости горючего, сезонный фактор, когда предложения транспорта превышает спрос на его услуги перевозки, и другие моменты на которые руководителю некогда обратить внимание.
Отсутствие компетентного подхода при мониторинге рынка услуг и тщательного анализа цен и конъюнктуры международных грузоперевозок и стоимости регионального рынка грузоперевозок.
— явная завышенная стоимость услуг перевозчика, которому отдается предпочтение сотрудником;
— незаметно для руководства, откровенно низкое качество транспортных услуг, невыгодные условия сотрудничества, оплата только наличными, и только на выгрузке. В то время когда практикуется отсрочки платежей за перевозки, оплаты за доставку грузов по белому безналу, но заказ на доставку груза все равно отдается этому исполнителю. Перевозчику как бы постоянному, проверенному, типа надёжному, типа еле нашли, никто не соглашался ехать за такую цену, мы обзвонили много транспортников. Да, ваш отдел логистики можно наградить премией.
— менеджер часто говорит по телефону на незнакомом другим сотрудникам языке. Отпрашивается с работы по надуманным причинам (ссылаясь на проблемы со здоровьем или в личной жизни), а на самом деле встречается с перевозчиком (водителем) чтобы поделить наличку — откатную сумму денег, которая была специально завышена для показа руководству. Всегда самостоятельно осуществляет выбор в пользу определенного перевозчика, соглашаясь на его цену за перевозку и условия оплаты, не консультируясь и не посвящая в свои планы коллег и руководство, а зачем?
При крупном товарообороте вашего предприятия, отправке и приеме нескольких грузовиков в неделю, по различным направлениям, ежемесячный ущерб от откатов может составлять до 3-4тыс. долларов и больше, при получении вашим ответственным за заказ машин от 100 до 500$ с одной машины. В зависимости от направления, количества загрузок, расстояния перевозки и характера груза.
Как вычислить «крота» на предприятии? Рекомендации руководству компаний по борьбе с откатами, как вывести на чистую воду замешанного в откатах сотрудника, или уменьшить соблазн получения «вознаграждения».
— работать исключительно по возможности по безналичному расчету;
— прекратить заказывать перевозку на условиях транспортных компаний, или по-крайней мере пересмотреть договорные условия сотрудничества с транспортной компанией, которая вам примелькалась по названию в CMR. Не забывайте про юридические последствия при преждевременном разрыве договора (выплата неустойки и т.д.)? если это указанно в договоре на перевозку.
— перераспределить функции и обязанности среди сотрудников логистического отдела.
Поручить поиск перевозчиков и транспортных компаний для доставки грузов недавно пришедшим в коллектив специалистам, появившихся в штате уже после того, как кто-то попал под ваше подозрение, у них энтузиазма больше чем шкурных интересов.
— во избежание появления, или повторения той же истории с новыми сотрудниками, переговоры об условиях сотрудничества, стоимости перевозки, финансовые расчеты с клиентами и перевозчиками следует контролировать лично руководителю или замам, с получением отчёта о мониторинге цен на перевозку и предложения от разных перевозчиков, всё же меньше риск потратится.
Возможно введение новой штатной единицы контроля цен, в отдел логистики на должность уполномоченного по заключению контрактов на грузоперевозки, но это должен быть человек, находящийся вне всяких подозрений, пользующийся доверием со стороны руководства, имеющий собственный прямые интересы в успешном развитии бизнеса компании.
— обязать менеджеров проводить ежемесячный (ежеквартальный) мониторинг рынка международных грузоперевозок, анализ текущих цен, приводить четкие и взвешенные аргументы сделанного выбора в пользу определенного перевозчика с завышенными тарифами. Желательно рассматривать несколько предлагаемых вариантов, на выполнение доставки груза, и каждый раз с другими транспортными компаниями.
Возможно проведение тендеров среди транспортных компаний на лучшие условия перевозки.
— передача направления, на котором вы заподозрили откаты, в руки специалистов по перевозке, экспедированию, сопровождению, хранению грузов.
Профессиональный транспортный аутсорсинг от транспортно-экспедиторских организаций, не замешанных и незаинтересованных в ваших внутрикорпоративных делах.
— проведение внутреннего расследования службой безопасности, но с внимательным и обстоятельным изучением всех деталей и соблюдением норм трудового права при увольнении сотрудника, подозреваемого в получении откатов.
— ротация коллектива, обновление сотрудников всех отделов, вливание новых, молодых.
— создание и поддержка дружественной атмосферы на предприятии, поддержка т.н. корпоративного духа.
Вполне вероятно, что проблема откатов может всплыть при элементарном недовольстве сотрудником условиями труда, низким, на его взгляд, уровнем дохода. Не забывайте стимулировать и поддерживать персонал. Применяйте системы премирования, используйте дополнительную мотивацию для сплочения коллектива в дружную команду.
Эффективный менеджмент поможет не только искоренить получение откатов в вашей компании, но и отфильтровать все ненужные и затратные этапы из логистических процессов, повысить экономическую рентабельность вашего предприятия.