1
18 января 2016

Бланк ТТН - 2016. Что нужно знать о товарно-транспортных накладных в Украине?



Оформление товарно-транспортной накладной – важная составляющая документооборота транспортных компаний, а также других участников процесса перевозки – заказчиков услуг, грузоотправителей и грузополучателей.

В 2016 году в Украине действует форма ТТН, утвержденная приказом Мининфраструктуры № 983 (изменения вступили в силу в 2014 году). Эта форма применяется при транспортировке грузов, кроме отдельных их категорий, для которых предусмотрены специализированные формы товарно-транспортных накладных (перевозка хлеба, молока, спирта, алкогольных напитков, нефтепродуктов и др).

Что нужно знать о товарно-транспортных накладных в Украине? Как правильно оформить ТТН?

Существует множество инструкций и рекомендаций по оформлению товарно-транспортных накладных. Они составляются на основе практики работы транспортных компаний, но нередко содержат ошибки. Основная ошибка – участие в подписании ТТН экспедитора, который не имеет отношения к транспортировке груза (подробнее об этом — ниже).

Мало кто знает, что достаточно простой алгоритм оформления ТТН предусмотрен в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса № 363 от 14.10.1997г. (с изменениями). Алгоритм такой (пункты 11.4 – 11.6 Правил):
  • заказчик (грузоотправитель) выписывает товарно-транспортную накладную в количестве не менее четырех экземпляров, удостоверяет все экземпляры бланка ТТН подписью и при необходимости печатью (штампом);
  • после приема груза водитель или экспедитор (не путаем с транспортно-экспедиторской компанией, имеется в виду работник-экспедитор!) подписывает все ее экземпляры;
  • первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у заказчика (грузоотправителя), второй – передается водителем грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, удостоверенные подписью грузополучателя (при необходимости – печатью или штампом), передаются перевозчику.

ТТН – документ на груз

Основное предназначение товарно-транспортной накладной – зафиксировать факт передачи грузоотправителем товарно-материальных ценностей перевозчику, а в дальнейшем – аналогичным образом зафиксировать передачу перевозчиком груза лицу, уполномоченном на его получение (грузополучателю). Факт передачи груза, его количество и состояние имеют большое значение для защиты своих имущественных интересов собственником груза, а также участниками процесса перевозки.

Таким образом, ТТН – это, в первую очередь, документ на груз. В его оформлении (подписании) принимают участие грузоотправитель, грузополучатель и фактический перевозчик (как правило, в лице водителя транспортного средства).

Однако обращаем внимание, что в новом бланке ТТН (форма 1-ТН) предусмотрены также графы «подпись бухгалтера (ответственного лица) грузоотправителя», «всего отпущено на общую сумму, в том числе НДС». ТО есть ТТН должна содержать не только сведения о номенклатуре, единицах измерения, весе груза, но и о его стоимости, включая налоги.

Как поступить, если общий перечень товаров не вмещается в табличную часть ТТН?

Бланк ТТН больше не является бланком строгой отчетности. Грузоотправитель вправе дополнить бланк необходимым количеством строк или внести дополнительные реквизиты, если, по его мнению, они необходимы.

Должен ли экспедитор подписывать товарно-транспортную накладную?

Как следует из вышеизложенного, экспедитор не принимает участия в оформлении ТТН. Исключения могут составлять случаи, когда экспедитор принимает груз.

Но практика в Украине другая: часто в товарно-транспортной накладной фигурирует подпись уполномоченного лица и печать компании-экспедитора. Связано это преимущественно с требованиями заказчиков перевозки и ТЭО. В понимании большинства бухгалтеров предприятий-заказчиков ТТН должна быть оформлена с тем субъектом, в пользу которого прошла оплата. Это, конечно, неправильный подход. Связан он с существующей практикой налоговых проверок.

P.S.: Это были комментарии юристов. Но, я добавлю от себя, так как я экспедитор! Что действительно по теории одно, а на практике совсем другое.

Действительно на практике ставится печать экспедитора в ТТН и этого требует заказчик перевозки. На кого идет оплата за перевозку- та печать и стоит в ТТН.

Еще у меня в практике были предприятия, которые добавляли от себя несколько дополнительных строк в ТТН. И тогда фигурировал и перевозчик и экспедитор в этой ТТН и тогда печати стояли и того и другого.

К сожалению, это не только в Украине, но и в России, Казахстане, Беларусь и других странах СНГ. Одно и тоже. Теория и по закону — одно, а на практике совсем другое!

sekirkina.com — самые полезные и актуальные материалы от практика по грузоперевозкам.

Автор: Николай Алексеев

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему