Фуры Volvo научили «умному» торможению
Увеличение количества машин на дорогах, повышение интенсивности транспортных потоков и наличие отвлекающей информации являются отвлекающими факторами как для водителей коммерческого, так и частного транспорта. Именно поэтому многие автопроизводители уделяют большое внимание разработке и внедрению активных систем безопасности на легковых автомобилях и грузовиках, которые значительно повышают вероятность избежать неприятных инцидентов и аварий.
С 2015 года в странах Евросоюза действует положение, обязывающее все новые двух- и трехосные тяжелые грузовые автомобили оснащать функцией автоматического аварийного торможения. Основной целью данного законодательного акта является уменьшение количества наездов грузовиков на легковые машины, двигающиеся впереди. По статистике, на данный вид ДТП приходится порядка 20% случаев с участием грузовых автомобилей. По существующему законодательству система экстренного торможения обязана снижать скорость грузовика на 10 км/ч. В следующем году этот показатель будет увеличен до 20 км/ч.
По заявлению директора по безопасности движения и продукции Volvo Trucks Карла Йохана Альмквиста (Carl Johan Almqvist), то что законодательство становится более строгим — это хорошо. Однако принятых мер и существующих требований недостаточно. По его мнению, при скорости грузовика 80 км/ч, снижение на 20 км/ч мало поможет избежать массового столкновения при резкой остановке впереди едущей машины. Именно поэтому в Volvo Trucks разработали систему, которая выходит далеко за рамки существующих и будущих правовых требований. Система, внедренная на машинах компании в 2012 году, в первую очередь, ориентирована на оповещение водителя о риске столкновения. В большинстве случаев ее более чем достаточно. Она дает водителю время быстро оценить обстановку и избежать аварии.
Разработанная система экстренного торможения используется только в случае крайней необходимости и срабатывает чрезвычайно быстро. Скорость торможения или замедления, если использовать правильный технический термин, составляет около 7 м/сек2, что соответствует этому же показателю для многих легковых автомобилей. На практике это означает, что скорость грузовика может быть снижена от 80 км/ч до 0 км/ч примерно за 40 метров.
Система следит за транспортными средствами впереди с помощью оптических и радиолокационных сенсоров независимо от погодных условий и времени суток. Если существует опасность столкновения, водитель предупреждается посредством постепенного нарастания светового и звукового сигналов. Если система не обнаруживает ответных действий от водителя, грузовик автоматически начинает мягкое торможение. Если водитель по-прежнему не реагирует, запускается аварийное торможение до того момента, пока автомобиль не остановится полностью. Если в течение последующих пяти секунд не происходит какого-либо движения рулевого колеса или другой реакции, автоматически включается ручной тормоз — мера безопасности, предотвращающая скатывание транспортного средства в кювет, если водитель находится в шоке или в бессознательном состоянии. Когда запускается аварийное торможение, тормозные огни начинают мигать, чтобы предупредить водителей транспортных средств, едущих сзади, а когда скорость грузовика снижается до 5 км/ч, также включаются мигающие аварийные световые сигналы.
Система Volvo также функционирует на извилистых дорогах и может различать дорожные ограждения и реальные препятствия, такие как транспортные средства, включая мотоциклы. Для полноценной работы системы необходимо, чтобы все функции, например, такие как ABS, были активированы как на грузовике, так и на прицепе.
Учитывая короткий период, прошедший с момента введения законодательства об аварийном торможении, потребуется некоторое время прежде, чем его позитивные последствия будут отражены в статистике ДТП. Тем не менее, в Volvo Trucks убеждены в преимуществах системы экстренного торможения и других активных устройств безопасности.
По заявлению Альмквиста, внедрение активной системы безопасности являются частью глобального решения, которое помогает значительно снизить риски во время движения. При этом важно иметь в виду, что технологии сами по себе не могут справиться с данной задачей. Безопасная транспортная среда требует активного взаимодействия между всеми участниками дорожного движения. Опытный внимательный водитель, который ответственно относится к своему транспортному средству, по-прежнему остается лучшей формой предотвращения несчастных случаев.
Логист.Today напоминает, что на данный момент компания Volvo Trucks предлагает следующие интеллектуальных систем безопасности:
— Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control), который помогает водителю поддерживать заданный временной интервал перед впереди идущим автомобилем.
— Предупреждение о столкновении с аварийным торможением (Collision Warning with Emergency Brake), предупреждает водителя о риске столкновения с впереди идущим транспортным средством, при необходимости задействуя тормоза.
— Система оповещения водителя Driver Alert Support, уведомляет водителя о необходимости перерыва в работе, если обнаруживает какие-либо признаки невнимательности или сонливости водителя.