1
28 февраля 2017

Перевозка опасных грузов



Опасные грузы

В логистической практике существует деление грузов по их типам. Наиболее общей классификацией можно назвать деление на генеральные грузы, негабаритные, термические и опасные. В этой статье речь пойдет о последнем типе грузов — об опасных.

Что такое опасный груз

Опасный груз (англ. dangerous cargo) — это такой груз, который является потенциально опасным для окружающей среды и людей, находящихся вблизи него. Истории известны случаи, когда ненадлежащим образом перевозимый «опасник» приводил в негодность транспортное средство или единицу перевозки (контейнер), попутно нанося вред окружающей среде.
Такой груз требует неукоснительного соблюдения стандартов при организации и осуществлении перевозки. В противном случае увеличивается риск того, что груз придет в негодность, а также нанесет непоправимый урон окружающей среде и людям, которые обслуживают его перевозку.

На сегодняшний день специалистами определен список всех опасных грузов, который включает в себя более 3000 наименований.
Для удобства классификации по степени опасности, грузы подразделяются на классы.

Класс 1 — взрывчатые материалы.
Класс 2 — сжатые газы.
Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.
Класс 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
Класс 5 — окисляющие вещества.
Класс 6 — ядовитые и инфекционные вещества.
Класс 7 — радиоактивные вещества.
Класс 8 — едкие и коррозионные вещества.
Класс 9 — вещества, обладающие меньшей степенью опасности и не отнесенные в предыдущие группы.

Помимо принадлежности к классу, опасный груз обозначается уникальным четырехзначным кодом (код Организации Объединенных Наций — ООН), а также может иметь подкласс.

Например, монометиланилин: класс 6, подкласс 6.1, код ООН 2294
Еще один пример – ртуть, класс 8, код ООН 2809.


Все этапы логистической цепочки по работе с таким грузом, начиная с запроса на расчет, требуют обязательного наличия класса опасности и кода ООН в описании запроса.

Наиболее сложные в перевозке грузы

Исходя из практики перевозки грузов, к наиболее проблемным относятся грузы 1-го (взрывчатые вещества) и 7-го классов (радиоактивные вещества).

Товаросопроводительный документ

К таковому относится декларация на опасный груз (Dangerous goods declaration, или сокращенно DGD). Данный документ содержит описание груза, его физические характеристики, класс опасности, код ООН и другие сведения. В морском транспорте на базе DGD производится первоначальное согласование перевозки груза.
Кроме того, транспортные накладные также снабжаются отметками о том, что груз является опасным.

Кто перевозит опасные грузы?

Опасные грузы перевозит компания-перевозчик, которая имеет соответствующее разрешение на работу с такими грузами. В случае с автомобильной перевозкой, допуск должен быть получен компанией и водителем, который повезет груз.
Кроме того, водитель в обязательном порядке должен быть обеспечен документацией, которая предписывает действия в случае внештатных ситуаций.
В случае с другими видами транспорта, разрешение должно быть получено соответствующим перевозчиком.

Специфика перевозки опасных грузов

Особенности перевозки опасных грузов сводятся к необходимости согласования возможности такой перевозки со всеми перевозчиками и владельцами инфраструктуры, на которой будет происходить перевалка груза.
При этом, зачастую возможные такие ситуации, когда перевозчик сможет принять груз к перевозке, а консолидационный склад не имеет разрешения на хранение опасных грузов. То же самое может относиться и к морской перевозке (перевозчик принимает груз к перевозке, а вот транзитный порт не может принять его).
При авиационной перевозке груз может быть не принят вследствие воздействия на бортовые устройства самолета.

Работа с опасным грузом

Исходя из сказанного выше, работа с опасным грузом должна начинаться с определенным временным запасом. Гораздо большим, нежели для перевозки обычного генерального груза. Это время понадобится для того, чтобы провести согласование со всеми (!) участниками цепочки перевозки.
Под участниками цепочки подразумевается каждый перевозчик, перевалочным пунктом (аэропорт, морской порт или же железнодорожная станция).
В своей практике я стараюсь узнать как можно больше информации, поэтому не стесняюсь задавать много вопросов представителю перевозчика.
Разумеется, такую перевозку нужно доверять аттестованным профессионалам. Это даст гарантию адекватной работы, а также убережет от законодательных конфузов. Помимо международных стандартов, существует региональная законодательная база, которая должна быть известна местным специалистам.

Чеклист для экспедирования

1. Известны ли мне класс опасности и код ООН груза?
2. Сможет ли пункт перевалки (консолидационный склад, терминал морского порта, железнодорожная станция) принять для хранения этот груз? Какие документы нужны им с моей стороны для подтверждения их готовности?
3. Найдены ли подрядчики, которые возьмутся за будущую перевозку? Отобран ли из них хотя бы один, кому действительно можно доверить груз?
4. Все ли я понимаю из того, как будет происходить процесс перевозки? У меня не должно быть «белых пятен» в понимании процесса.
5. Все ли необходимые документы предоставлены перевозчику? Он подтверждает, что их достаточно и он возьмется за перевозку груза? Может быть, ему требуются еще какие-либо документы?

Антон Самарин

Фото: Александр Чалый Источник: Логист.Today

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему