Объемы украинских ж/д перевозок падают, но прогнозы обнадеживающие
Объемы грузовых перевозок железнодорожным транспортом в Украине за период с 2012 года по 2017 год сократились на 27%. Об этом сообщил заместитель генерального директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергей Поважнюк на выездной конференции «Инновационные технологии для подвижного состава», прошедшей в Днепре 12 мая 2017 года.
Поважнюк рассказал, что начало снижения объемов железнодорожных грузоперевозок пришлось на 2012 год из-за стагнации украинской промышленности. В 2014-2015 годах темпы падения ускорились. Причиной этому послужили аннексия Крыма РФ и начавшиеся боевые действия на Востоке Украины. В 2016 году количество грузов, перевозимых по железной дороге, сократилось на 1,7% по сравнению с 2015 годом и на 27% по сравнению с 2011 годом, и составила 344 млн. тонн. В данных, которые использовались при расчетах за период с 2014 года по 2016 год, не учитывались временно оккупированный Крым и зона проведения Антитеррористической операции.
За прошедшие пять лет наибольшее падение показали такие грузы: удобрения (47%), уголь (45%), нефть и нефтепродукты (42%), кокс (33%) и черные металлы (32%). Единственным товаром, который за указанный период показал значительный рост объема грузоперевозок, стали зерновые культуры – плюс 93%. В 2016 году основу структуры грузоперевозок по железной дороге составили: насыпные грузы (песок, щебень и т.д.) – 26%, рудное сырье – 25%, уголь – 29%, зерно и продукты переработки зерновых культур – 9%.
Несмотря на достаточно удручающие показатели объемов грузоперевозок за последние пять лет, замглава ГП «Укрпромвнешэкспертиза» рассказал, что согласно прогнозам в период с 2017 года по 2020 год включительно, объемы железнодорожных перевозок увеличатся на 2,5% по восстановительному сценарию (до 390 млн. тонн) и на 6,5% по инвестиционному (до 455 млн. тонн). Также за данный период показатели отгрузок железнодорожным транспортом возрастут по восстановительному сценарию на 11% (до 328 млн. тонн) и на 30% по инвестиционному сценарию (до 382 млн. тонн).
В своем докладе Сергей Поважнюк сообщил, что с 2011 по 2016 год общий и рабочий парки грузовых вагонов в Украине сократились на 15,1 тыс. единиц и 14,5 тыс. единиц соответственно за счет вагонов «Укрзализныци».
Для обеспечения прогнозируемого роста объема грузоперевозок потребность в вагонном парке до 2020 года составит: по восстановительному сценарию – 106,4 тыс. единиц, по инвестиционному сценарию –24,3 тыс. единиц. При этом, за данный период прогнозируемое выбытие/сокращение подвижного состава (завершение срока эксплуатации) составит 107,7 тыс. единиц.
Поважнюк отметил, что потребность грузовых вагонов за период с 2017 года по 2020 год составит: по восстановительному сценарию — 53,7 тыс. единицы, по инвестиционному – 69,2 тыс. единиц. Наибольшим спросом будут пользоваться полувагоны и зерновозы.
В конце доклада Сергей Поважнюк отметил, что на данный момент в Украине имеются значительные вагоностроительные мощности, которые после потери российского рынка остаются невостребованными.
Логист.Today напоминает, что за последние пять лет производство вагонов в Украине сократилось более чем в 50 раз. В 2015 году отечественные вагоностроительные заводы выпустили в 6 раз меньше вагонов, чем в 2014 году – 1 054 единицы, и в 50 раз меньше, чем 2011 году, на который приходится пиковый объем производства украинских предприятий – 52 700 новых вагонов.