Исследование: на транспорте и в складской логистике грядет тотальная автоматизация
Складская логистика и транспорт попали на второе место по возможным рискам, связанным с автоматизацией производственных процессов и увольнением персонала. По мнению аналитиков в ближайшие 15 лет в данных отраслях 56,4 % сотрудников могут потерять рабочие места. Об этом в своем исследовании сообщает независимая консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers (PwC).
Результаты исследования, проведенного PwC, показывают, что к 2030 году в Великобритании до 30% существующих рабочих мест могут быть подвергнуты автоматизации с использованием робототехники и искусственного интеллекта (ИИ). В США данный показатель составляет 38%, в Германии – 35%, в Японии – 21%.
По мнению аналитиков PwC к отраслям, наиболее подверженным внедрению автоматизации относятся: подготовка и подача воды, управление сточными водами и отходами (62,6%), транспорт и складская логистика (56,4%), производство (46,4%) и оптовая и розничная торговля (44%). Более полные результаты исследования отражены в таблице.
Также в исследовании отмечено, что мужчины (35%) в большей степени подвержены риску автоматизации рабочего места, чем женщины (26%), при этом образование является ключевым фактором дифференциации для отдельных работников. Данные показатели основаны на том, что в относительно высокоавтоматизированных отраслях, такие как транспортировка, складирование и производство, в основном работают мужчины. Женщины же предпочитают профессии, требующие более высоких уровней социальных навыков и образования. К таким профессиям относятся, например, медицина и образование.
В комментарии к полученным результатам главный экономист Pricewaterhouse Coopers Джон Хоксворт сказал, что ключевым фактором отраслевых оценок является тот факт, что ручная и рутинная работа более восприимчивы к внедрению робототехники и ИИ, в то же время социальные навыки автоматизировать значительно сложнее. Тем не менее, ни одна отрасль не является полностью застрахованной от будущих достижений в робототехнике и искусственном интеллекте.
Хотя основа анализа PwC базируется на технической возможности автоматизации, она также учитывает экономические, правовые и регуляторные ограничения, которые на практике могут снизить темпы внедрения технологий.
По этому поводу Джон Хоксворт сказал, что замена человека роботом должна быть экономически выгодной. При этом следует учитывать стоимость и производительность роботов по сравнению с людьми в выполнении различных типов задач. Несмотря на то, что роботизированные системы уже сейчас широко применяются в различных отраслях, остаются сферы деятельности, где люди сохраняют преимущество.
Кроме того, правовые и регуляторные барьеры, организационная инерция и уже имеющиеся системы замедлят переход к ИИ и робототехнике, даже если это станет технически и экономически осуществимым. Таким образом у существующих работников и предприятий будет больше времени, чтобы приспособиться к нововведениям.
Логист.Today напоминает, что внедрение автоматизированных технологий не приводит к тотальной безработице. Практически все исследовательские группы, занимающиеся проблемой влияния новых технологий/автоматизации на уровень безработицы, пришли к аналогичным выводам. Внедрение роботизации приводит к появлению кратковременной безработицы, уровень которой быстро снижается. При этом, автоматизация производства достаточно сильно влияет на рынок труда. В большинстве случаев уходят низкоквалифицированные вакансии и рабочие места, где использовались устаревшие технологии. В качестве положительных факторов отмечаются повышение производительности и снижение стоимости товаров, как следствие — повышение покупательской способности населения.