Дождется ли Украина дорог американского качества?
Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) рассматривает вопрос о массовом строительстве бетонных дорог. Об этом на брифинге, состоявшемся 1 марта 2017 года, сообщил глава ведомства Владимир Омелян. По его словам, уже проведены предварительные консультации с представителями отечественной промышленности, в т.ч. и с производителями бетона.
На самом деле, вопрос строительства дорог из бетона муссируется в украинской прессе с весны 2015 года. В то время бывший глава департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок МИУ Роман Хмиль заявил о начале работ над проектом строительства 300 километрового отрезка дороги Херсон – Николаев – Кировоград. Тогда же он рассказал, что при строительстве будет использоваться опыт строительства бетонных дорог в США. Но время идет, а дальше разговоров дело так и не сдвинулось. Логист.Today решил разобраться, что же такое бетонные дороги, и какие преимущества и недостатки они имеют.
Начнем со справки. Лидером по количеству бетонных дорог является США, где они составляют порядка 60% от общей протяженности. Первая американская «бетонка» была проложена в 1930 году в штате Индиана. Активное строительство бетонных дорог началось в начале 50-х годов прошлого века. Согласно требованиям Министерства Транспорта США (U.S. Department Of Transportation (US DOT)) дороги категорий Interstate Highways (индекс I), US Highways (индекс US) обязаны выполняться из бетона. При этом для разных регионов технологии строительства шоссе немного отличаются. Дело в том, что DOT каждого штата учитывает климатические особенности, сейсмическую обстановку, наличие болот и т.д. и вносит в технологию необходимые изменения.
Вдохновившись опытом США, в Японии, Китае, Индии, Австралии и некоторых странах Европы активно начали строить дороги из бетона. Например, в Китае за последние 15 лет проложили более 70 000 километров бетонных трасс. В Германии 38%, а в Австрии 46% дорог выполнены из бетона. К слову, в Украине на данный момент всего 2% бетонных дорог.
Преимущества и недостатки дорог из бетона в сравнении с асфальтовыми
К преимуществам бетонных дорог относятся:
— высокая прочность покрытия, износостойкость и долговечность. Средняя продолжительность эксплуатации бетонных дорог без капитального ремонта (при условии соблюдения технологии строительства) равняется 25 годам. В США до сих пор используются трассы из бетона, которым уже 40 лет. Средняя продолжительность эксплуатации асфальтовых дорог не превышает 10 лет, при этом после нескольких лет использования каждый год необходимо проводить ее ремонт;
— устойчивость дорожного покрытия к экстремальным погодным условиям. При соблюдении технологии строительства бетонная дорога без проблем выдерживает высокие/низкие температуры, резкие перепады температур воздуха;
— меньший расход топлива транспортом. При движении тяжелого автомобиля с грузом «бетонка» практически не деформируется, что позволяет ему тратить меньше горючего. По заявлению специалистов, экономия может достигать 20%;
— улучшение экологической обстановки. Данное преимущество вытекает из предыдущего, транспорт расходует меньше топлива, соответственно меньше вредные выбросы в атмосферу. Также при строительстве не используются нефтепродукты, которые могут попасть в почву.
К недостаткам цементобетонных дорог относятся:
— высокая стоимость. Строительство бетонной дороги требует более сложных подготовительных работ при подготовке основания (включая нанесение асфальтированного слоя) и использование армированного слоя, что значительно удорожает технологию;
— сложность ремонта. Плита бетонного полотна не поддается ремонту, если она треснула, то ее необходимо менять полностью. В США, в некоторых случаях, чтобы немного оттянуть капитальный ремонт бетонного полотна, на него временно наносят слой асфальта;
— длительные сроки введения в эксплуатацию. Время введения асфальтированной дороги в эксплуатацию после проведения строительных работ составляет максимум 7-8 часов. Для того чтобы бетонное полотно могло принимать тяжелый транспорт необходимо 28 дней (время, необходимое, чтобы бетон достиг максимальной прочности);
— низкие фрикционные свойства бетона. Среди прочего, в СССР одной из причин, по которой отказались от широкого использования бетонных дорог – низкие сцепные свойства бетона с колесами. В США это проблему решили достаточно просто, во время укладки полотна на поверхность наносится специальная насечка. В других случаях специальная машина делает поверхность шероховатой после застывания бетона.
Что в итоге?
На самом деле, решение строить в Украине бетонные дороги достаточно неоднозначно. И дело не только в том, что «бетонка» дороже асфальтового дорожного полотна. По заявлению исполнительного директора украинской ассоциации производителей цемента «Укрцемент» Романа Скильского, сделанному летом 2016 года, 95% компонентов асфальта в Украине импортируются из-за рубежа, а цемент в стране производится на собственных мощностях. В стране создалась уникальная ситуация, когда 1 кг цементно-бетонной смеси сильно приблизился по себестоимости к килограмму асфальтобетона. Тогда же Скильский заявил, что никто не заставляет строить бетонные дороги по всей Украине, достаточно их сделать там, где повышенная нагрузка, и где позволяют климатические условия.
Глава «Укравтодора» Славомир Новак в конце осени 2016 года заявил, что дорожная отрасль в Украине находится в плачевном состоянии, приходится считать каждую копейку, поэтому строить дорогие бетонные дороги необходимо на тех направлениях, где это может быть хоть как-то оправдано экономически. Так, по его мнению, строительство «бетонки» целесообразно в южных регионах на выходах из портов. Для строительства в других регионах необходимо использование новых дорожных технологий.
Помимо всего вышеперечисленного следует учитывать реалии современной Украины.
Во-первых, коррупцию и воровство в стране никто так и не искоренил, соответственно, использование американской технологии строительства бетонных дорог не является гарантией ее качества.
Во-вторых, прежде чем внедрять эту технологию в Украине, необходимо адаптировать ее к местным условиям. На это потребуется определенное время для проведения соответствующих исследований. В противном случае, мы получим бетонные дороги, которые будут рассыпаться буквально на глазах.
В-третьих, в планах Министерства инфраструктуры Украины и «Укравтодора» предполагается строительство бетонных дорог на наиболее оживленных и загруженных направлениях. Учитывая тот факт, что строительство и введение в эксплуатацию «бетонки» дело трудоемкое и длительное, а предстоящие объемы работ просто колоссальные, перевозчикам, в случае начала реализации данного проекта, придется переживать нелегкое время. Вероятность того, что они будут терять время при проезде ремонтируемых участков или «палить» топливо на объездных путях сильно возрастает. Прежде чем начинать соответствующие проекты, ведомствам следует внимательно изучить вопрос и разработать системный подход к проведению работ, который удовлетворит все заинтересованные стороны.
В-четвертых, тем, кто постоянно твердит о дороговизне «бетонок», следует поинтересоваться реальным положением дел. По утверждению отечественных специалистов, цементобетонные дороги после 8-10 лет эксплуатации по стоимости сравниваются с асфальтобетонными, из-за минимального обслуживания. Каждый последующий год делает «бетонку» дешевле асфальтированной дороги.