Воздушные грузоперевозки
Воздушная перевозка – это транспортировка груза с использованием авиационного транспорта.
Типы перевозчиков
Подрядчиков, которые осуществляют перевозки авиационным транспортом, условно можно разделить на две группы:
— Подрядчики, основными видом деятельности которых является перевозка грузов с использованием грузовых самолетов. Работая с ними, можно получить более выгодные тарифы на определенные маршруты перевозки. А вероятность того, что груз будет отправлен ближайшим рейсом и в полном объеме, в данном случае выше.
— Подрядчики, перевозящие, в первую очередь, пассажиров (PAX) и грузы в пассажирских самолетах. В случае перевозки груза небольшого объема сотрудничество с подобными перевозчиками может быть сравнительно более выгодным (относительно перевозки грузовыми самолетами).
Роль агентов в организации и планировании перевозки
Практически у каждого авиационного перевозчика, перевозящего грузы, на бортах самолетов имеется пространство для перевозки этих грузов. Это пространство должно приносить доход в результате перевозок. Следовательно, его нужно продавать.
Для этих целей перевозчик привлекает к работе нужных агентов, которые организуют продажу. Каждый такой агент покупает оптом определенное количество места за сравнительно невысокую стоимость.
Далее, он организует перепродажу пространства розничным клиентам с учетом собственного интереса. Таким образом, конечному клиенту доступна перевозка даже незначительного объема груза (от 45 кг и от 1 куб.м).
Список агентов зачастую располагается на веб-сайте компании-перевозчика.
Из чего состоит перевозка авиатранспортом
Перевозка груза с использованием самолета – это всего лишь один из этапов логистического процесса доставки. Данному этапу предшествует подготовка к перевозке.
Мероприятия, связанные с подготовкой, включают в себя:
— поиск и выбор подходящего агента, и далее перевозчика;
— согласование даты перевозки;
— определение стоимости перевозки (исходя из объемного веса и стоимости перевозки за килограмм груза);
— определение маршрута перевозки и сроков доставки;
— определение терминала конечной доставки груза;
— определение ответственного лица на терминале конечной доставки груза.
Ниже приведем расшифровку каждого из этих пунктов.
Поиск и выбор подходящего агента и далее перевозчика
Для того, чтобы подобрать подрядчиков оптимальным образом, необходимо учитывать специфику будущей перевозки, а именно:
— Маршрут перевозки. Агент, эффективно работающий с Европой, едва ли будет полезен при организации перевозки из Бразилии или Австралии.
— Характеристики груза. У пассажирских самолетов априори меньше возможностей для перевозки грузов, нежели у перевозчиков, работающих исключительно с грузами. Поэтому в случае, если объем груза велик, то имеет смысл взаимодействовать с грузовыми перевозчиками.
Согласование даты перевозки
Непосредственная перевозка груза реализуется в считанные часы. При этом подготовка к такой перевозке может занять от нескольких дней до недели времени. Сюда входит:
— отгрузка груза от отправителя;
— доставка груза в согласованный терминал отправления;
— прохождение таможенных процедур;
— согласование макета накладной и разрешительных документов;
— погрузка груза на самолет.
Разумеется все процедуры, перечисленные выше, потребуют определенного времени. Для того, чтобы отправить груз вовремя, нужно тщательно спланировать и грамотно реализовать все эти процедуры. Разумеется, грамотные агенты знают, как это нужно делать.
Определение стоимости перевозки
На практике удельная стоимость перевозки груза (на килограмм веса) тем ниже, чем больше вес перевозимого груза. Таким образом, выгоднее перевозить большие партии груза при условии, что данный конкретный объем может перевозиться с помощью самолета вообще. Более подробно об определении расчетного веса можно почитать в разделе “Расчетный вес груза”. Помимо этого, свою роль в ценообразовании играет маршрут перевозки. Об этом можно прочесть в разделе ниже.
Помимо стоимости перевозки (авиафрахта), существуют дополнительные расходы, такие как:
— Стоимость оформления авианакладной.
— Стоимость оформления разрешительных документов при отправке и получении груза. Без них груз могут не допустить на борт самолета.
— Величина терминальных расходов при обработке груза в аэропортах отправления и прибытия.
— Стоимость экспедиторских и/или брокерских услуг в аэропортах.
Определение маршрута перевозки и сроков доставки
Сроки доставки груза напрямую зависят от маршрута перевозки. Чем меньше промежуточных звеньев (терминалов перегрузки) имеется в маршруте – тем меньше срок доставки. Никто не может гарантировать, что груз будет отправлен с промежуточного терминала вовремя (например, в силу погодных условий). Поэтому, чем меньше перегрузок в маршруте перелета (а лучше их полное отсутствие, т.е. прямой авиарейс) – тем быстрее и лучше. И, соответственно, дороже.
Определение терминала конечной доставки груза
Груз всегда прибывает на конкретный терминал конкретного аэропорта. Вполне возможна ситуация, когда экспедитор не сможет работать с грузами, которые прибывают в определенные терминалы. Такие моменты нужно учитывать и согласовывать с экспедиторами.
Определение ответственного лица на терминале прибытия
Разумеется, в аэропорту прибытия груз не должен быть брошен на произвол судьбы. Им нужно заниматься – своими силами или с помощью стороннего подрядчика (экспедитора).
Документы, связанные с авиационной перевозкой грузов
К данному пункту, в первую очередь, можно отнести следующие документы:
— Авиационная накладная на груз (airway bill или AWB). Документ, сопровождающий груз и подтверждающий его перемещение из точки А в точку Б;
— Инвойс и упаковочный лист. Документы, относящиеся к физическим и стоимостным характеристикам груза. Они также могут сопровождать груз в процессе перевозки;
— Разрешительные документы. К таковым могут относиться документы, необходимые для принятия груза на борт судна. Не каждый груз может быть принят на борт: груз, который является источником генерации радиоволн или имеет недопустимый вес, не может быть принят к перевозке. Подобные характеристики должны подтверждаться результатами проверок еще до погрузки груза на борт.
Отдельные требования могут предъявляться к грузу после прибытия в аэропорт назначения.
Расчетный вес груза
Для расчёта стоимости авиаперевозки, из фактического веса и объема груза выводится расчетный вес. Как правило, расчетный вес равен 167 кг за 1 куб.м.
В случае, если у груза при 1 куб.м. объема величина фактического веса груза будет больше 167 кг, то расчетным весом является является фактический.
В качестве примера возьмем авиаперевозку: 1 куб.м. и 300 кг фактического веса дают расчетный вес, равный 300 кг.
В случае, если груз является объемным (например, 4 куб.м. и 200 кг), то равенство 1 куб.м. = 167 кг нарушается. В этом случае расчетный вес будет равен 4 куб.м. х 167 кг = 668 кг.
Как итог, расчетным весом будет 668 кг при фактическом весе в 200 кг.
Таким образом, расчетный вес может быть равен (при грузе с небольшим объемом) и больше фактического (при перевозке объемного груза).
Чеклист для экспедитора
1. Мне известно, что данный груз будет гарантировано принят к перевозке.
2. Мне известна точная величина расчетного веса груза.
3. Мне точно известен маршрут перевозки груза со всеми перегрузками.
4. С перевозчиком и его агентом согласованы все разрешительные документы до даты запланированной отправки.
5. Мною проверены все документы (инвойс, упаковочный лист и макет авианакладной) на предмет соответствия информации. Все характеристики груза в документах указаны одинаково.
6. Мне известна стоимость перевозки, которая включает в себя авиафрахт, стоимость оформления авиационной накладной и оформления разрешительных документов.
7. У меня есть понимание того, сколько времени понадобится на доставку груза в аэропорт отправления и все последующие процедуры, связанные с подготовкой к отправке.
8. Мне известно, кто будет заниматься грузом после прибытия в аэропорт назначения.
9. Мне известны требования подрядчика, который будет работать с грузом после его прибытия в аэропорт назначения.
Антон Самарин