Мультимодальные перевозки
Что такое мультимодальная перевозка?
Мультимодальная перевозка груза – это транспортировка груза с использованием нескольких видов транспорта и наличием пунктов перевалки в цепочке доставки.
Фактически, к мультимодальной перевозке можно отнести любую операцию по доставке груза, которая выходит за рамки использования автомобильного транспорта.
Например, перевозка морским транспортом с последующей перевалкой в морском порту и конечной доставкой с помощью автомобильного транспорта.
Еще один пример – это мультимодальная перевозка, состоящая из нескольких звеньев:
— Морская перевозка до порта назначения;
— Перевалка груза и погрузка на железнодорожный транспорт;
— Перевозка груза железнодорожным транспортом;
— Перевалка на железнодорожном терминале назначения и погрузка на автомобильный транспорт;
— Перевозка груза автомобильным транспортом до склада получателя.
Как видим, в обоих случаях используется более одного вида транспорта с перевалкой груза между перевозками этими видами транспорта.
Преимущества использования мультимодального способа доставки груза
Данный способ перевозки груза удобен, поскольку позволяет осуществить доставку груза из любой точки планеты. Фактически, все грузы, перевозимые с других континентов, доставляются именно таким способом, поскольку здесь логист может компоновать различные виды транспорта на свое усмотрение, а именно – исходя из целесообразности сроков и стоимости доставки груза.
Чем характеризуется мультимодальная перевозка?
Мультимодальная перевозка характеризуется наличием нескольких условий.
1. Наличие перевалки груза, о чем было сказано ранее. В качестве пункта перевалки может выступать терминал:
— морского порта;
— железнодорожной станции;
— аэропорта;
— консолидационный склад автомобильной перевозки.
Перевалка необходима в качестве способа хранения, обработки и оформления груза после перевозки одним видом транспорта и перед погрузкой на следующий вид транспорта.
2. Наличие заранее определенного количества звеньев в логистической цепочке. Как следствие, каждое из звеньев должно быть подготовлено к работе в заданное время. К подготовке можно отнести следующие пункты:
— информирование представителей звеньев;
— согласование стоимости работы;
— согласование сроков, в течение которых работа должна быть выполнена;
— согласование формальностей, которые должны быть соблюдены;
— согласование стандартов работы с грузом.
Таким образом, здесь можно наблюдать некое сходство логистики с архитектурой или планированием.
Разумеется, подготовка должна быть проведена в разумные сроки. А все звенья должны быть готовы к работе в определенное время.
В противном случае возможны логистические курьезы, когда груз доставляется на терминал, где о его прибытии никто не знает. Или, что еще хуже, никто не ждет.
Как следствие, прием такого нежданного груза может грозить различными штрафными санкциями. Вплоть до отправки груза по обратному маршруту вследствие несоблюдения определенных правил.
3. Мультимодальные перевозки характеризуются более сложным документооборотом. Так, для перевозки груза по железной дороге может потребоваться оформление таможенного транзита. В свою очередь, данный таможенный транзит оформляется на базе коносамента с отметкой таможни о прибытии груза в порт.
4. Более сложный учет грузопотока. Нужно учитывать грузы, идущие по различным транспортным коридорам в самые разные пункты конечной доставки. Отличное поле для совершения ошибок, которые могут дорого обходиться бизнесу.
5. Более сложный расчет. При планировании сроков и стоимости логистики необходимо учитывать все возможные временные и денежные расходы, которые могут возникнуть в штатном режиме. Эти расходы относятся как к перевозке, так и к перевалке груза. К примеру, если по вашей статистике 70% грузов в обязательном порядке проходят процедуру инспекционно-досмотрового комплекса в порту назначения (а услуга эта стоит 60 долларов США и отнимает один день), то имеет смысл по умолчанию включать этот расход во все настоящие и будущие отправки. Если очередная перевозка попадет в те 30%, которые не будут проверять — что же, есть повод порадоваться сэкономленному времени и деньгам.
Какие меры необходимо принимать для организации мультимодальной перевозки?
Для организации и успешной реализации мультимодальной перевозки необходимо следовать определенным пунктам.
1. Тщательное планирование. Все моменты, связанные с перемещением, перевалкой и обработкой груза, должны быть оговорены до того момента, как груз покинет пункт отправки. При этом должна быть полная ясность, по какому маршруту груз будет перемещаться, какими видами транспорта, кто будет заниматься его перевалкой и обработкой, и какие документы понадобятся на каждом из этих этапов. Не стоит начинать отгрузку, не имея однозначных ответов на эти вопросы.
2. Тщательный контроль. Практически, никто не обязан следить за вашим грузом, включая подрядчика. Разумеется, добросовестный подрядчик будет следить за вашим грузом. Но может и не делать этого по различным причинам. Да, в будущем вы все обязательно выскажете ему. Но прежде понесете серьезные убытки. Помимо контроля, имеет смысл отслеживать движение груза на ежедневной основе. Современные средства коммуникации и отслеживания позволяют делать это.
3. Тесное взаимодействие с подрядчиками. Не боимся и не стесняемся – вместо этого задаем вопросы. Данная методика позволит быстро войти в курс делать и начать понимать технологию процесса. А также выступит в качестве инструмента контроля.
4. Учет грузопотока. Записи в блокноте, к сожалению, начинают приводить к ошибкам в случае, когда количество отгрузок превышает 3 или 4. Использование табличных редакторов способно внести ясность, однако требует внимательности при работе, поскольку таблица не занимается уведомлениями о статусах грузов. Следовательно, здесь пригодится специализированное программное обеспечение.
5. Проверка документов. Помните, что все ключевые характеристики груза и маршрута перевозки должны быть унифицированы и единообразны. Расхождения в документах могут негативно сказаться как во время перевозки груза. К примеру, груз был заявлен на одной паллете, а по факту оказался в восьми коробках. Из-за этого придется повторно подавать декларацию. Еще один пример — приемка груза в количестве, не соответствующем документам. При взаимодействии с проверяющими инстанциями это может привести к проблемам.
Какие документы используются во время мультимодальной перевозки?
Поскольку мультимодальная перевозка – это сумма более мелких перевозок различными видами транспорта, то здесь используются документы, применяемые при соответствующих перевозках:
— Авианакладная (airwaybill или AWB) – при авиаперевозке;
— Железнодорожная накладная (railway bill или RWB) – при железнодорожной перевозке;
— Коносамент (bill of lading или B/L) – при морской перевозке;
— Накладная для автомобильного транспорта(CMR или аналогичная) – при автомобильной перевозке груза.
Для дополнительного удобства, логистический оператор при перевозке может издавать мультимодальный коносамент в качестве подтверждения принятия груза к перевозке. Однако следует помнить, что такой документ вряд ли будет принят при таможенном оформлении, равно как и в решении любых спорных вопросов.
Что касается перевалки груза, то здесь подрядчиками могут оформляться различные документы, зависящие от операций, которые проделывались с грузом. Рассмотрение этих документов выходит за рамки данной статьи.
Чеклист для экспедитора:
— Мне известная совокупность расходов при транспортировке груза на всех этапах.
— Мне точно известна совокупность расходов при обработке груза в порту назначения.
— Мне точно известная совокупность расходов при пересечении грузом таможенной границы.
— Все стоимости и сроки перевозки согласованы с подрядчиками.
— Все подрядчики информированы о том, что в определенное время им предстоит работать с моим грузом. Они знают, что это будет за груз, они готовы работать. Все требуемые документы предоставлены.
— Мне известны сроки бесплатного хранения груза при обработке. Кроме того, у меня есть полный расклад по сверхнормативным расходам. Следовательно, я могу предоставить эту информацию заинтересованным сторонам.
Антон Самарин